8 (903) 534-4131
E-mail


 

Приходской подростковый клуб.



Тема подростков в Церкви сейчас довольно популярна. Действительно, вступление ребенка в подростковый возраст приводит к самым разным изменениям. Он становится более самостоятельным, обнаруживает свою отдельность от родителей. Нередко ребята реализуют свою самостоятельность в форме протеста против семейных ценностей. Если родители – убежденные консерваторы, не исключено, что подросток будет будоражить семейное застолье ультралиберальными суждениями. Если родители живут активной церковной жизнью, весьма вероятно избегание участия в богослужении со стороны ищущего себя подростка. Родителям в этой ситуации, конечно нелегко. Ведь христианство во многом в нашем сознании связано с «приличным», безопасным поведением. Родители надеются, что если в картине мира ребенка сохраняется Бог с Его нравственными требованиями, то подросток будет избегать распущенности, наркотиков и других опасностей. Если же ребенок декларирует свой отход от Церкви, родители часто пугаются и поэтому злятся: ведь они, образно выражаясь, лишаются своего божественного «представителя-союзника» внутри психики, мировоззрения своего чада.


Конечно, среди ребят подросткового возраста встречаются и те, кому неинтересно бунтовать и противопоставляться. Они как ходили в детстве на Литургию и воскресную школу в шесть лет, так и ходят в пятнадцать. Это не значит, что им никогда не придется столкнуться с кризисами, однако и правда не исключено, что они пройдут их мягче своих сверстников. Такие подростки встречаются, но это некоторая часть.


На мой взгляд, христианство является довольно взрослой религией, с его способностью выдерживать тревогу противоречивости жизни, способностью оказывать милость «врагам», с его парадоксальным предложением насыщаться через отдачу. В этом смысле, если мы ставим задачу дать возможность подростку «задержаться» в церковном контексте, нам нужно создать какое-то дополнительное пространство при храме. Нынешние подростки все чаще «тусуются» в торговых центрах. Но в прошлые времена вы наверняка замечали, что подростки выбирают для встреч своих компаний некие полуофициальные «локации»: чердаки, подвалы, заброшенные дома на краю деревни. Примерно таким пространством, которое находится в непосредственной близости от взрослого мира, но все ж таки немного «на краю» и является наш приходской подростковый клуб.


В 1999 году меня позвала на встречу клуба прихожанка нашего храма Инга Шмидт, которая в тот момент руководила этим служением. В те далекие годы собрания клуба проводились под эгидой международной межконфессиональной организации “Scripture Union”. Члены этого содружества в разных странах мира размышляли о том, в каких формах можно предлагать детям и подросткам изучение Библии, чтобы это вызывало у ребят интерес. Благодаря поддержке Андрея и Карины Черняк мне довелось побывать на международной конференции Scripture Union в Великобритании в 2001 году. Я помню вступление одной ведущей евангельского кружка для детей. В ходе занятия один мальчик сказал ей о своем открытии: «Я понял, Христос пришел в этот мир, чтобы поиграть со мной!» Другой рассказ, который произвел на меня тогда впечатление, исходил от руководителя христианского подросткового кружка. Он поведал очень трогательную историю, как до официального начала встречи он посвящал время тому, что обучал девочку-подростка вождению автомобиля. Его ученица выросла в непростых условиях, ничего и знать не хотела о религии, была в жестком протесте, однако позволила преподавателю как-то приблизиться чрез дело, которое было для нее очень важно. Общий вывод, который лег мне на сердце после конференции, заключался в том, что теплые отношения, внимательность христианского служителя к реальным нуждам ребенка, готовность встречаться через те темы и вопросы, о которых заявляет подросток – это и есть условия, в которых в отношениях людей проявляется Господь. В этом смысле, мы, руководители приходского клуба и лагеря, всегда стоим перед вопросом, на который не существует универсального правильного ответа. В какой момент важно не отвлекаться и посвятить время заранее запланированной теме о Боге и вере (выбранный эпизод из Библии или разговор о предстоящем двунадесятом празднике), а в какой момент лучше отложить все самые прекрасные духовные идеи и сосредоточиться на переживаниях конкретных подростков, пришедших на встречу сегодня. На их отношениях с родителями, на их проблемах в школе, на радостях и тревогах романтических отношений.


С 2003 года подростковый клуб стал приходским служением. Особенно активная поддержка в нашей работе требовалась в начале нового этапа. Александр Кремлев активно помогал нам с транспортом и оборудованием, оказывал эмоциональную и организационную поддержку. Отец Александр приходил на встречи клуба и позже приехал в летний лагерь для подростков. Как только у прихода появилась возможность, отец-настоятель нашел специальное помещение для регулярных встреч клуба. Позже ту постройку пришлось снести, и клуб снова перебазировался в светлицу, однако в прошлом году клуб начал новую жизнь в прекрасном помещении, которое отец Александр нашел для нас в новом приходском доме.


Описывая наше служение, важно упомянуть, что подростковый клуб в известной мере является «подчиненным проектом» по отношению к приходским лагерям. Опыт показывает, что за те 2 часа, которые отведены на встречу клуба, подросткам сложновато «отойти» от привычного в городе формата суетливого поверхностного общения и занырнуть на какой-то личный уровень, который необходим для обсуждения духовных вопросов. Зимний лагерь у нас идет 4 дня, а летний – почти восемь. За эти дни подростки успевают «оттаять» и встретиться друг с другом и ведущими на душевном, глубоком уровне. Встречи клуба являются своего «проводами» между основными «вышками» - лагерями. Клуб - это место, где можно поддержать отношения с теми ребятами, по отношению к которым у подростка уже есть опыт открытости, доверия.


За время работы клуба мы пробовали довольно много форматов встреч. Пользуясь случаем, попробую вспомнить их и описать.
1. Евангельская встреча. Ведущие выбирают отрывок, читающийся в это воскресенье в Церкви, предваряют обсуждение «подводящими» упражнениями и вопросами, имеющими отношения к теме отрывка. Это сложный и увлекательный процесс, ведь подростки часто относятся к Писанию немного «свысока»: либо как к чему-то слишком знакомому, либо как к чему-то устаревшему. Упражнения и вопросы помогают ребятам увидеть проблему и мотивы героев отрывка, непредвзято порассуждать о задачах, которые преследовал евангелист.
2. Дискуссионный клуб. Ведущие выбирают тему, актуальную для подросткового возраста, например: «Деньги/собственность», «Как пережить расставание», «Страхи», «Мечты», «Отношения с родителями», «Стыд за себя и радость за себя», «Зависть».
3. Кино-клуб. Совместный просмотр и осуждение фильма.
4. Творческий клуб – обучение и изготовление какой-либо поделки, которой можно украсить свою комнату или кому-то подарить.
5. Профессиональный клуб. Приглашение взрослого человека, который рассказывал о радостях и проблемных моментах своей работы. Ребята могли послушать и задать вопросы: врачу, психологу, иконописцу, фотографу, бизнесмену, актрисе, учителю, руководителю благотворительного фонда и другим.
6. Кулинарный клуб. Здесь все ясно: совместное приготовление и поедание какого-то блюда.
7. Открытый дискуссионный клуб. Специальная технология проведения обсуждения, позволяющая подросткам самим предлагать темы для обсуждения.
8. Встреча со священником. К нам приходили отец Александр Борисов, отец Петр Коломейцев, отец Иоанн Гуайта.
9. Молитвенный клуб. На эти встречи приходили подростки, у которых было настроение собраться, попеть духовные песни из лагеря, побыть в молитвенной тишине.


Когда-то у нас бывали и выездные мероприятия на клубе: городские квесты, фото-квесты. Также мы за время работы клуба успели съездить с ребятами в несколько городов: Кострома, Ярославль, Псков, Суздаль. Несколько раз ведущие клуба организовывали поезду для старших подростков в общину Тэзе.


В этом году в лагере у нас собралась музыкальная команда, которая выступила на концерте в конце лагеря с номером. Осенью ребята изъявили желание продолжать встречаться и музицировать. Пользуясь случаем, хочу принести извинения соседним группам, которые вынуждены время от времени приобщаться к искусству во время таких репетиций.


Кто является ведущими клуба? Часть команды – это взрослые прихожане нашего храма, которые в силу каких-то причин заинтересовались обсуждением жизни и веры с подростками. Действительно, прямота подростков, их высокая чувствительность к морализаторству и фальши заставляет нас быть в постоянном «тонусе», строго проверять на истину то, что мы собираемся сказать. Другая часть – это тоже уже вполне себе взрослые, работающие люди, но отличает их то, что они плавно перешли из статуса участника в статус ведущего. Некоторым из них сейчас почти 30, и в разных статусах они участвуют в этом приходском служении более половины жизни. Конечно, неслучайно, что среди нас оказалось немало психологов, однако профессиональный состав ведущих весьма пестр: педагог, представитель технических специальностей, сотрудник благотворительного фонда, работники компаний, бизнесмен, иконописец и т.д.


В середине ноября у нас состоялся совсем новый формат встречи. Мы решили пригласить участников прошлых лагерей и клубов, чтобы узнать, кто как изменился, кто чем сейчас занимается и кто что запомнил из тех времен. Было волнительно и трогательно увидеть некоторых ребят, с которыми мы виделись в последний раз пять, семь, десять лет назад. Очень волнительно и ценно было услышать, как опыт участия в клубе и в лагере видится этими взрослыми людьми сейчас. Многие говорили о том, что клуб и лагерь помогли им меньше бояться людей, стать более смелыми и свободными. Также ребята говорили о том, как было важно, что ведущие делились своими личными переживаниями и относились к ним серьезно и с уважением. В этом и наша миссионерский ресурс, и наше ограничение: подросткам мы сможем убедительно рассказать о Христе только в той мере, в каком мы имеем реальный опыт Встречи.


Встречи клуба проходят по воскресеньям с 12:30 до 15:00 в классе 104. Подробнее можно узнать у меня по телефону 8 (903) 534-4131.


Также, если кто-то из читателей захочет присоединиться к нашему служение в качестве ведущего, я буду рад встретиться и познакомиться.

Петр Дмитриевский

 

начальная страница