Узнать обо всем можно на нашем сайте или по телефону

8 (903) 534-4131
E-mail

 

Прот. Александр Борисов
Петр Дмитриевский


Опыт работы с молодежью в церкви св.бесср. Космы и Дамиана в Шубине (в сокращении)

Доклад на Меневских чтениях 10 сентября 2009

Важность духовной религиозной работы с молодежью для формирования христианского общества и государства очевидна. Подтверждением этому, так сказать «от противного» – была неизменная решимость атеистического большевистского режима с первых месяцев захвата власти в России изолировать детей и молодежь от Церкви и вообще от всякого религиозного влияния. Уже 23 января 1918 г., т.е. меньше чем через три месяца после октябрьского переворота, Декретом об отделении Церкви от государства и школы от Церкви было запрещено всякое религиозное образование в школах, и допускалось только частным образом. Последующими распоряжениями советской власти была установлена даже уголовная ответственность за частное обучение религии детей кем-либо, кроме родителей. Скажем, бабушке нельзя было обучать внуков религии.

О. Александру Меню, памяти которого посвящаются наши чтения, властями предержащими вменялось в особенную вину именно то, что к нему приходило много молодежи. Это было правдой. В самом начале своего служения, летом 1958 г. еще диаконом, о. Александр уже издал свою книгу «Сын Человеческий», правда, тиражом 5 экземпляров (сколько брала пишущая машинка). Книжки были иллюстрированы вырезками из разного рода журналов, и о. Александр давал их читать своим друзьям, в том числе и молодым. Мне тогда было 19 лет, и я был одним из первых ее читателей. Так что уголовно наказуемая работа с молодежью началась уже тогда.

Спустя пару лет, о. Александр создает небольшую книгу-альбом для детей – «Откуда явилось все это». Книга эта, уже в типографском издании, продается и сейчас у нас в храме. В 70-х годах о. Александру удается достать с Запада слайды из фильма Ф. Зафирелли «Иисус из Назарета». О. Александр создает к этим слайдам фонограмму (текст и музыку, причем текст читает сам), и фильм смотрят по домам десятки семей. В начале 80-х культура религиозных диафильмов расширяется за счет диафильмов созданных замечательным швейцарским миссионером о. Жаком Левом. К этим диафильмам также составляются фонограммы с русским текстом и музыкой, и их смотрят десятки семей по всей Москве. Так что, когда в конце 80-х стало возможным проводить лекции о христианстве в самых разных аудиториях, то уже имелся иллюстративный материал. Помню, как я показывал слайд-фильм «Иисус из Назарета» в ремесленном училище. Интерес у ребят был огромный. Некоторые даже говорили, что слайд-фильм о. Александра Меня благодаря своей лаконичности производил даже более сильное впечатление, чем фильм Зафирелли,

С обретением в конце 80-х полной свободы христианской проповеди миссия среди молодежи с одной стороны получила огромные возможности, а с другой, именно поэтому, стала по-настоящему трудным и ответственным делом. Здесь, естественно, возникли многообразные подходы и направления.

С середины 90-х годов группа прихожан свв. Космы и Дамиана (у которых уже был опыт работы с молодежью в Молодежном христианском клубе «Осанна») стала каждое лето организовывать специальные загородные встречи для молодых людей в возрасте 18-25 лет, которые стали называть молодежным лагерем. Главная заслуга в этой работе принадлежит супружеской паре, Андрею и Карине Черняк. Эти встречи длятся одну неделю и происходят где-нибудь в сельской местности в окружении красивой подмосковной природы, и атмосфера, царящая там, бывает радостной и праздничной. Для каждой встречи-лагеря выбирается заранее (всей командой ведущих) серьезная библейская тема, которая в лагере развивается и освещается день за днем. (...) Полный текст можно прочитать здесь. К 2002 г. от группы работы с молодежью, возглавляемой супругами Андреем и Кариной Черняк отпочковалась новая группа, возглавляемая Петром Дмитриевским. Это нормальный процесс, когда с увеличением прихода возникают новые направления в рамках прежних основных задач.

 Особенностью этой новой группы стало то, что ее работа была ориентирована не только на молодежь, но и на самый трудный возраст - подростков 10-14 лет.

 Приходской подростково-молодежный клуб нашего храма собирается с осени 2002 года. Поводом для организации встреч в течение года было желание не потеряться и продолжить общение с друзьями после летнего лагеря. Первоначально участниками клуба были подростки 11-14 лет, которые год от года становились старше, поэтому и возрастные рамки клуба со временем становились все шире. На сегодняшний день в рамках клуба проводится несколько мероприятий: «младший клуб» - для ребят от 11 до 13 лет, «старший клуб» для ребят от 14 до 18 лет, совместное чтение Евангелия (участвуют подростки и молодежь от 12 до 35 лет), совместная молитвенная встреча.

Ведущие клуба – прихожане храма свв. Космы и Дамиана и несколько прихожан других московских храмов. Возраст ведущих – от 23 до 35 лет. Последние несколько лет к проведению мероприятий активно привлекаются старшие участники клуба – ребята 16-19 лет.

 За время существования клуба ведущие прошли определенные стадии в своем отношении к формату работы. В результате на сегодняшний день им удается удержаться от обеих из возможных крайностей в молодежной работе. Крайность первого подхода можно условно сформулировать так: «Я – взрослый православный христианин – уже нормальный человек, а ты – объект моей миссионерской работы – пока что полуфабрикат». Почему такой подход не слишком эффективен? Мир, который окружает современного молодого человека, построен и управляется взрослыми. Но молодому человеку ясно (как, кстати, и любому верующему человеку), что этот мир далек от совершенства, в нем не все в порядке. Мир взрослых часто довольно скучен, люди работают на неинтересных работах, живут в семьях, где зачастую недостаточно взаимного интереса. Хочется ли интегрироваться в такой мир взрослых? Далеко не всегда. «Врач, исцели себя сам», - как бы говорит нам в своем протесте молодой человек, и его в этом вполне можно понять.

 Вторая крайность в миссионерской работе – это быть с ребятами совершенно на равных: «я такой же как ты». Это тоже неправда, в этом есть некоторое фальшивое кокетство. Потому что если ведущему клуба 32 года, а его собеседнику пока 16, то старшему на самом деле, действительно, есть, что сказать. Есть какие-то вещи, с которыми тридцатилетний в какой-то степени научился иметь дело. Наверное, взрослому человеку лучше удается выстраивать свои отношения с родителями, с финансами, с профессиональным самоопределением. В силу возраста подросток еще многого не проходил. Вопреки распространенному мифу, значение авторитета взрослого для подростка не умаляется, а, напротив, увеличивается, приобретая иное качество. Взрослый человек теперь становится собеседником в сознательном диалоге, отдельной личностью, которую можно познать, у которой можно учиться, уже не слепо, а критично, на зато и более глубоко. Взрослый вопрошающий, ищущий, умеющий принимать свою растерянность в каких-то вопросах, может дать подростку гораздо больше, чем убежденный в своей правоте «гуру». Такая позиция старшего друга вызывает у молодого человека больше доверия и дает много надежды. Утратившему веру в миф о всезнающих и всемогущих родителях подростку очень важно узнать, что можно продолжать двигаться вперед, любить, учиться, узнавать Бога, работать и радоваться, даже будучи иногда растерянным, иногда – разочарованным. Оказывается, одно другому не мешает.

 Ведущие подросткового клуба в работе с подростками и молодежью стараются общаться с ребятами с позиции старшего друга, «старшеклассника» в школе жизни. При этом важно оставаться открытым к новому опыту, то есть обладать качеством, которое в Церкви называется смирением. Ведущий как бы говорит: «У меня есть некоторый опыт радости и печали, и схожий опыт есть у тебя. И значит, мы можем этим опытом поделиться».

 В миссионерской работе очень важно помнить, что другой человек – это всегда тайна, которую до конца не удастся разгадать, даже если этому человеку 13 или 17 лет. Поэтому хорошо, если вместо высокомерия или всезнайства в нашем общении будет больше искреннего любопытства и удивления. Второй важный момент заключается в том, что любому молодому человеку, даже очень далекому от Церкви и совсем незнакомому с Писанием, присуще какое-то природное чутье, какое-то ощущение правды. И если он живет вне правды, в душе остается неприятный осадок вне зависимости от степени церковности. И наоборот, радость приходит в сердце любого человека, когда ему удается поступить по правде, не пойти на досадный компромисс. Это значит, что о самых основных вопросах этики, нравственности, истины мы можем говорить с любым человеком.

 Одна женщина, ведущая уроки в воскресной школе рассказывала, как одна из ее маленьких учениц воскликнула на уроке: «Я поняла, зачем Христос пришел к нам. Он пришел, чтобы поиграть со мной». В этой, на первый взгляд, наивной фразе сокрыт очень глубокий смысл. Господь приходит в этот мир, чтобы утешить страдающих и явить любовь в той форме, в которой человек готов воспринять. Для маленького ребенка играющий с ним взрослый – это любящий взрослый. В работе приходского-молодежного клуба помимо передачи основ православного вероучения ведущие пытаются понять, каким образом Христос проявил бы свою любовь по отношению к школьникам и молодым студентам, какие у молодых людей и девушек есть нужды, в чем они испытывают дефицит.

Из разговоров с участниками становится ясно, что подросток или молодой человек очень часто чувствует себя неценным и случайным. Окружающий мир мегаполисов показывает, что человек в нем случаен. Что такого изменится, если меня не станет? Евангельские притчи об отношении Бога к человеку всегда находят живой отклик у участников клубов и лагерей.

Кроме того, у современного молодого человека нередко остается неудовлетворенной потребность в безопасном и открытом общении. Отношения во многих коллективах (в классах, во дворе) часто довольно поверхностны. Для того, чтобы быть частью группы, приходится многим жертвовать и идти на компромиссы. В клубе и в лагере ведущие стараются создать пространство для открытого безопасного общения, где можно быть самим собой. Именно такое пространство и создавал Христос. Церковь – это то место, где я могу быть с кем-то, могу быть с другими, оставаясь самим собой.

Еще один дефицит в жизни молодого человека – это дефицит красоты. Современная молодежная культура сильно коммерциализирована, искусство идет по пути упрощения, красивого вокруг не очень много. Ведущие клуба и лагеря уделяют много внимания тому, чтобы мероприятия были проведены на высоком эстетическом уровне, для того чтобы восполнить дефицит красоты в повседневной жизни. Кстати, эту же цель преследуют и авторы песнопений Литургии, и иконописцы. Прекрасным источником красоты является природа, поэтому участники клуба регулярно выезжают на загородные встречи, а в лагерях организуются встречи рассвета и часы тишины и наблюдения за природой. Бог предстает человеку в красоте.

Следующий дефицит, который ведущие пытаются восполнить в клубе и в лагере – это дефицит чистоты и красоты в отношениях мужчин и женщин. К сожалению, эта тема в церковной среде часто табуирована и получается, что сексуальность в широком смысле этого слова отдается на откуп силам тьмы. Даже в массовой культуре, где эротика эксплуатируется все активнее, ей все равно присущ налет запретности и неприличности. Подростки и молодые люди оказываются совершенно дезориентированными в вопросах пола, что проявляется либо в чрезвычайной замкнутости, либо в демонстративной распущенности. Ведущие клуба стараются выводить встречу мужского и женского из тьмы в свет. В лагере уже который год организуются балы. Для юношей проходят встречи «мужского кружка», для девушек – «женского». На этих встречах можно открыто и без пошлости обсудить волнующие вопросы, касающиеся мужественности и женственности.

Господь много говорит в Писании еще об одной потребности человека, становящейся весьма актуальной в юном возрасте - потребности в творчестве. Могу ли я что-то сделать сам? Могу ли я сделать что-то красивое? Молодые люди могут попробовать себя в творчестве в самом прямом смысле (лепка, живопись) и в виде организаторского творчества. Подростки самостоятельно проводят встречи клуба или общелагерные мероприятия.

При работе с подростками и молодежью важно не забывать и про физические потребности. Человеку нужно двигаться: прыгать, бегать, играть в футбол. Как мы помним, Программа лагеря или клуба, рассчитанного на молодежь должна обязательно подразумевать не только размышления и рассуждения, но и физическую активность.

 В течение года встречи клуба проходят в храме по вечерам в пятницу. Для каждой встречи клуба ведущими выбирается какая-либо тема, которая, как предполагается интересует участников. Программа встречи строится таким образом, чтобы у участников была возможность открыто поделиться своим мнением, услышать мнения других участников и ведущих, поразмышлять над отрывком из Евангелия, связанным с обсуждаемой темой. В качестве иллюстрации к темам используются отрывки из кинофильмов. Примеры тем для клубных встреч:

 · Как я принимаю решения.

· Тайны (мое и чужое интимное пространство)

· Отдых и зависимость (компьютерная и интернет-зависимость)

· Индивидуальность и единство с другими

· Что для меня счастье?

· Хобби, призвание, профессия

· Ценность слова

· Свобода и ограничения

· Межнациональные отношения.

· Как отстаивать свою позицию, сохраняя с человеком отношения.

· Мужественность и женственность, мои представления и их источники

· Религиозность – на чем основывается, как складывается.

 Помимо встреч в Светлице храма в течение года проводится несколько выездов на выходные, в ходе которых участники могут пообщаться в неформальной обстановке, а также поразмышлять на различные актуальные темы. Можно вместе помолиться, прочитать и обсудить отрывок из Писания и вместе пойти на Литургию в воскресное утро, а с 5 по 9 января уже несколько лет проводится Приходской рождественский лагерь, являющийся дополнительной возможностью поддержать контакт со старыми знакомыми и встретить новых друзей.

Центральное событие Приходского клуба – приходской летний лагерь - календарно проходит в конце июня – начале июня, но на самом деле все начинается гораздо раньше – в марте. Именно тогда проводится первая организационная встреча ведущих, начинает формироваться команда, озвучиваются первые, самые приблизительные идеи. Один из важных принципов лагеря заключается в том, что программа строится на вопросах, волнующих ведущих в момент обсуждения. Иными словами основа программы лагеря  – это мозаика непростых вопросов.

 Подготовительная часть лагеря, в которой принимают участие ведущие – это не просто разбег, она имеет вполне самостоятельную ценность. Здесь есть место и для совместной молитвы, и для раскрытия, и для поиска, и для новых прозрений. Уже на втором, заключительном этапе к ведущим присоединяются около 80 участников от 11 до 20 лет, и таким расширенным составом ребята проживают вместе 9 лагерных дней.

Тщательно подготовленная программа лагеря включает общение в группах, спорт, игры, творчество, тематические встречи по актуальным для подростков вопросам, знакомство с христианским мировоззрением.

В последние несколько лет в лагере в отдельном помещении оборудуется часовня, открытая целый день. Здесь проходят вечерние серьезные встречи, здесь весь лагерь каждый день собирается на утренние молитвы. Желающие могут придти сюда посидеть в тишине между мероприятиями.

Смысловой стержень программы лагеря – три вечерние серьезные встречи. На них ведущие стараются создать особенно доверительную, спокойную атмосферу, в которой становится возможным разговор на самые глубокие темы: любовь Бога к человеку, смысл смерти и воскресения Христа, грех и прощение.

 Миссионерская работа с подростками и молодежью – работа часто непростая, но очень полезная для духовного роста самих ведущих. Во-первых, с ребятами возможны прямые, откровенные отношения, которые нечасто встречаются между взрослыми людьми. С другой стороны, молодые люди – как камертон духовной жизни. Они не слишком политкорректны и очень чувствительны к фальши. Как только ты начинаешь говорить что-то чисто интеллектуальное, не прожитое, не касающееся твоего личного опыта, тебя сразу перестают слушать. С подростками становится понятно, чего стоит твоя вера.

 


Посмотреть ролики можно здесь.

Наша группа Вконтакте здесь.

Рассказы о лагере, опубликованные в Приходской Газете нашего храма, здесь.

Между лагерями мы собираемся на встречи Приходского Молодежно-подросткового клуба. Подробнее о клубе здесь.

подростковый клуб, детские православные сайты, православный молодежный лагерь, православные лагеря