Прот.
Александр Борисов
Петр Дмитриевский
Опыт работы с молодежью в церкви св.бесср.
Космы
и Дамиана в Шубине (в сокращении)
Доклад
на Меневских чтениях 10 сентября 2009
Важность
духовной религиозной работы с
молодежью для формирования
христианского общества и государства
очевидна. Подтверждением этому, так
сказать «от противного» – была
неизменная решимость атеистического
большевистского режима с первых
месяцев захвата власти в России
изолировать детей и молодежь от Церкви
и вообще от всякого религиозного
влияния. Уже 23 января 1918 г., т.е. меньше
чем через три месяца после
октябрьского переворота, Декретом об
отделении Церкви от государства и
школы от Церкви было запрещено всякое
религиозное образование в школах, и
допускалось только частным образом.
Последующими распоряжениями советской
власти была установлена даже уголовная
ответственность за частное обучение
религии детей кем-либо, кроме родителей.
Скажем, бабушке нельзя было обучать
внуков религии.
О.
Александру Меню, памяти которого
посвящаются наши чтения, властями
предержащими вменялось в особенную
вину именно то, что к нему приходило
много молодежи. Это было правдой. В
самом начале своего служения, летом 1958
г. еще диаконом, о. Александр уже издал
свою книгу «Сын Человеческий», правда,
тиражом 5 экземпляров (сколько брала
пишущая машинка). Книжки были
иллюстрированы вырезками из разного
рода журналов, и о. Александр давал их
читать своим друзьям, в том числе и
молодым. Мне тогда было 19 лет, и я был
одним из первых ее читателей. Так что
уголовно наказуемая работа с молодежью
началась уже тогда.
Спустя
пару лет, о. Александр создает
небольшую книгу-альбом для детей – «Откуда
явилось все это». Книга эта, уже в
типографском издании, продается и
сейчас у нас в храме. В 70-х годах о.
Александру удается достать с Запада
слайды из фильма Ф. Зафирелли «Иисус из
Назарета». О. Александр создает к этим
слайдам фонограмму (текст и музыку,
причем текст читает сам), и фильм
смотрят по домам десятки семей. В
начале 80-х культура религиозных
диафильмов расширяется за счет
диафильмов созданных замечательным
швейцарским миссионером о. Жаком Левом.
К этим диафильмам также составляются
фонограммы с русским текстом и музыкой,
и их смотрят десятки семей по всей
Москве. Так что, когда в конце 80-х стало
возможным проводить лекции о
христианстве в самых разных аудиториях,
то уже имелся иллюстративный материал.
Помню, как я показывал слайд-фильм «Иисус
из Назарета» в ремесленном училище.
Интерес у ребят был огромный. Некоторые
даже говорили, что слайд-фильм о.
Александра Меня благодаря своей
лаконичности производил даже более
сильное впечатление, чем фильм
Зафирелли,
С
обретением в конце 80-х полной свободы
христианской проповеди миссия среди
молодежи с одной стороны получила
огромные возможности, а с другой,
именно поэтому, стала по-настоящему
трудным и ответственным делом. Здесь,
естественно, возникли многообразные
подходы и направления.
С
середины 90-х
годов группа прихожан свв. Космы и
Дамиана (у которых уже был опыт работы с
молодежью в Молодежном христианском
клубе «Осанна») стала каждое лето
организовывать специальные загородные
встречи для молодых людей в возрасте
18-25 лет, которые стали называть
молодежным лагерем. Главная заслуга в
этой работе принадлежит супружеской
паре, Андрею и Карине Черняк. Эти
встречи длятся одну неделю и
происходят где-нибудь в сельской
местности в окружении красивой
подмосковной природы, и атмосфера,
царящая там, бывает радостной и
праздничной. Для каждой встречи-лагеря
выбирается заранее (всей командой
ведущих) серьезная библейская тема,
которая в лагере развивается и
освещается день за днем. (...) Полный
текст можно прочитать здесь. К 2002 г.
от группы работы с молодежью,
возглавляемой супругами Андреем и
Кариной Черняк отпочковалась новая
группа, возглавляемая Петром
Дмитриевским. Это нормальный процесс,
когда с увеличением прихода возникают
новые направления в рамках прежних
основных задач.
Особенностью
этой новой группы стало то, что ее
работа была ориентирована не только на
молодежь, но и на самый трудный возраст
- подростков 10-14 лет.
Приходской
подростково-молодежный клуб нашего
храма собирается с осени 2002 года.
Поводом для организации встреч в
течение года было желание не
потеряться и продолжить общение с
друзьями после летнего лагеря.
Первоначально участниками клуба были
подростки 11-14 лет, которые год от года
становились старше, поэтому и
возрастные рамки клуба со временем
становились все шире. На сегодняшний
день в рамках клуба проводится
несколько мероприятий: «младший клуб» -
для ребят от 11 до 13 лет, «старший клуб»
для ребят от 14 до 18 лет, совместное
чтение Евангелия (участвуют подростки
и молодежь от 12 до 35 лет), совместная
молитвенная встреча.
Ведущие
клуба – прихожане храма свв. Космы и
Дамиана и несколько прихожан других
московских храмов. Возраст ведущих –
от 23 до 35 лет. Последние несколько лет к
проведению мероприятий активно
привлекаются старшие участники клуба
– ребята 16-19 лет.
За
время существования клуба ведущие
прошли определенные стадии в своем
отношении к формату работы. В
результате на сегодняшний день им
удается удержаться от обеих из
возможных крайностей в молодежной
работе. Крайность первого подхода
можно условно сформулировать так: «Я –
взрослый православный христианин –
уже нормальный человек, а ты – объект
моей миссионерской работы – пока что
полуфабрикат». Почему такой подход не
слишком эффективен? Мир, который
окружает современного молодого
человека, построен и управляется
взрослыми. Но молодому человеку ясно (как,
кстати, и любому верующему человеку),
что этот мир далек от совершенства, в
нем не все в порядке. Мир взрослых часто
довольно скучен, люди работают на
неинтересных работах, живут в семьях,
где зачастую недостаточно взаимного
интереса. Хочется ли интегрироваться в
такой мир взрослых? Далеко не всегда. «Врач,
исцели себя сам», - как бы говорит нам в
своем протесте молодой человек, и его в
этом вполне можно понять.
Вторая
крайность в миссионерской работе – это
быть с ребятами совершенно на равных: «я
такой же как ты». Это тоже неправда, в
этом есть некоторое фальшивое
кокетство. Потому что если ведущему
клуба 32 года, а его собеседнику пока 16,
то старшему на самом деле,
действительно, есть, что сказать. Есть
какие-то вещи, с которыми
тридцатилетний в какой-то степени
научился иметь дело. Наверное,
взрослому человеку лучше удается
выстраивать свои отношения с
родителями, с финансами, с
профессиональным самоопределением. В
силу возраста подросток еще многого не
проходил. Вопреки распространенному
мифу, значение авторитета взрослого
для подростка не умаляется, а, напротив,
увеличивается, приобретая иное
качество. Взрослый человек теперь
становится собеседником в
сознательном диалоге, отдельной
личностью, которую можно познать, у
которой можно учиться, уже не слепо, а
критично, на зато и более глубоко.
Взрослый вопрошающий, ищущий, умеющий
принимать свою растерянность в каких-то
вопросах, может дать подростку гораздо
больше, чем убежденный в своей правоте
«гуру». Такая позиция старшего друга
вызывает у молодого человека больше
доверия и дает много надежды.
Утратившему веру в миф о всезнающих и
всемогущих родителях подростку очень
важно узнать, что можно продолжать
двигаться вперед, любить, учиться,
узнавать Бога, работать и радоваться,
даже будучи иногда растерянным, иногда
– разочарованным. Оказывается, одно
другому не мешает.
Ведущие
подросткового клуба в работе с
подростками и молодежью стараются
общаться с ребятами с позиции старшего
друга, «старшеклассника» в школе жизни.
При этом важно оставаться открытым к
новому опыту, то есть обладать
качеством, которое в Церкви называется
смирением. Ведущий как бы говорит: «У
меня есть некоторый опыт радости и
печали, и схожий опыт есть у тебя. И
значит, мы можем этим опытом поделиться».
В
миссионерской работе очень важно
помнить, что другой человек – это
всегда тайна, которую до конца не
удастся разгадать, даже если этому
человеку 13 или 17 лет. Поэтому хорошо,
если вместо высокомерия или
всезнайства в нашем общении будет
больше искреннего любопытства и
удивления. Второй важный момент
заключается в том, что любому молодому
человеку, даже очень далекому от Церкви
и совсем незнакомому с Писанием,
присуще какое-то природное чутье, какое-то
ощущение правды. И если он живет вне
правды, в душе остается неприятный
осадок вне зависимости от степени
церковности. И наоборот, радость
приходит в сердце любого человека,
когда ему удается поступить по правде,
не пойти на досадный компромисс. Это
значит, что о самых основных вопросах
этики, нравственности, истины мы можем
говорить с любым человеком.
Одна
женщина, ведущая уроки в воскресной
школе рассказывала, как одна из ее
маленьких учениц воскликнула на уроке:
«Я поняла, зачем Христос пришел к нам.
Он пришел, чтобы поиграть со мной». В
этой, на первый взгляд, наивной фразе
сокрыт очень глубокий смысл. Господь
приходит в этот мир, чтобы утешить
страдающих и явить любовь в той форме, в
которой человек готов воспринять. Для
маленького ребенка играющий с ним
взрослый – это любящий взрослый. В
работе приходского-молодежного клуба
помимо передачи основ православного
вероучения ведущие пытаются понять,
каким образом Христос проявил бы свою
любовь по отношению к школьникам и
молодым студентам, какие у молодых
людей и девушек есть нужды, в чем они
испытывают дефицит.
Из
разговоров с участниками становится
ясно, что подросток или молодой человек
очень часто чувствует себя неценным и
случайным. Окружающий мир мегаполисов
показывает, что человек в нем случаен.
Что такого изменится, если меня не
станет? Евангельские притчи об
отношении Бога к человеку всегда
находят живой отклик у участников
клубов и лагерей.
Кроме
того, у современного молодого человека
нередко остается неудовлетворенной
потребность в безопасном и открытом
общении. Отношения во многих
коллективах (в классах, во дворе) часто
довольно поверхностны. Для того, чтобы
быть частью группы, приходится многим
жертвовать и идти на компромиссы. В
клубе и в лагере ведущие стараются
создать пространство для открытого
безопасного общения, где можно быть
самим собой. Именно такое пространство
и создавал Христос. Церковь – это то
место, где я могу быть с кем-то, могу
быть с другими, оставаясь самим собой.
Еще
один дефицит в жизни молодого человека
– это дефицит красоты. Современная
молодежная культура сильно
коммерциализирована, искусство идет по
пути упрощения, красивого вокруг не
очень много. Ведущие клуба и лагеря
уделяют много внимания тому, чтобы
мероприятия были проведены на высоком
эстетическом уровне, для того чтобы
восполнить дефицит красоты в
повседневной жизни. Кстати, эту же цель
преследуют и авторы песнопений
Литургии, и иконописцы. Прекрасным
источником красоты является природа,
поэтому участники клуба регулярно
выезжают на загородные встречи, а в
лагерях организуются встречи рассвета
и часы тишины и наблюдения за природой.
Бог предстает человеку в красоте.
Следующий
дефицит, который ведущие пытаются
восполнить в клубе и в лагере – это
дефицит чистоты и красоты в отношениях
мужчин и женщин. К сожалению, эта тема в
церковной среде часто табуирована и
получается, что сексуальность в
широком смысле этого слова отдается на
откуп силам тьмы. Даже в массовой
культуре, где эротика эксплуатируется
все активнее, ей все равно присущ налет
запретности и неприличности. Подростки
и молодые люди оказываются совершенно
дезориентированными в вопросах пола,
что проявляется либо в чрезвычайной
замкнутости, либо в демонстративной
распущенности. Ведущие клуба стараются
выводить встречу мужского и женского
из тьмы в свет. В лагере уже который год
организуются балы. Для юношей проходят
встречи «мужского кружка», для девушек
– «женского». На этих встречах можно
открыто и без пошлости обсудить
волнующие вопросы, касающиеся
мужественности и женственности.
Господь
много говорит в Писании еще об одной
потребности человека, становящейся
весьма актуальной в юном возрасте -
потребности в творчестве. Могу ли я что-то
сделать сам? Могу ли я сделать что-то
красивое? Молодые люди могут
попробовать себя в творчестве в самом
прямом смысле (лепка, живопись) и в виде
организаторского творчества.
Подростки самостоятельно проводят
встречи клуба или общелагерные
мероприятия.
При
работе с подростками и молодежью важно
не забывать и про физические
потребности. Человеку нужно двигаться:
прыгать, бегать, играть в футбол. Как мы
помним, Программа лагеря или клуба,
рассчитанного на молодежь должна
обязательно подразумевать не только
размышления и рассуждения, но и
физическую активность.
В
течение года встречи клуба проходят в
храме по вечерам в пятницу. Для каждой
встречи клуба ведущими выбирается
какая-либо тема, которая, как
предполагается интересует участников.
Программа встречи строится таким
образом, чтобы у участников была
возможность открыто поделиться своим
мнением, услышать мнения других
участников и ведущих, поразмышлять над
отрывком из Евангелия, связанным с
обсуждаемой темой. В качестве
иллюстрации к темам используются
отрывки из кинофильмов. Примеры тем для
клубных встреч:
· Как
я принимаю решения.
· Тайны
(мое и чужое интимное пространство)
· Отдых
и зависимость (компьютерная и интернет-зависимость)
· Индивидуальность
и единство с другими
· Что
для меня счастье?
· Хобби,
призвание, профессия
· Ценность
слова
· Свобода
и ограничения
· Межнациональные
отношения.
· Как
отстаивать свою позицию, сохраняя с
человеком отношения.
· Мужественность
и женственность, мои представления и их
источники
· Религиозность
– на чем основывается, как
складывается.
Помимо
встреч в Светлице храма в течение года
проводится несколько выездов на
выходные, в ходе которых участники
могут пообщаться в неформальной
обстановке, а также поразмышлять на
различные актуальные темы. Можно
вместе помолиться, прочитать и
обсудить отрывок из Писания и вместе
пойти на Литургию в воскресное утро, а с
5 по 9 января уже несколько лет
проводится Приходской рождественский
лагерь, являющийся дополнительной
возможностью поддержать контакт со
старыми знакомыми и встретить новых
друзей.
Центральное
событие
Приходского клуба – приходской летний
лагерь - календарно проходит в конце
июня – начале июня, но на самом деле все
начинается гораздо раньше – в марте.
Именно тогда проводится первая
организационная встреча ведущих,
начинает формироваться команда,
озвучиваются первые, самые
приблизительные идеи. Один из важных
принципов лагеря заключается в том, что
программа строится на вопросах,
волнующих ведущих в момент обсуждения.
Иными словами основа программы лагеря
– это мозаика непростых вопросов.
Подготовительная
часть
лагеря, в которой принимают участие
ведущие – это не просто разбег, она
имеет вполне самостоятельную ценность.
Здесь есть место и для совместной
молитвы, и для раскрытия, и для поиска, и
для новых прозрений. Уже на втором,
заключительном этапе к ведущим
присоединяются около 80 участников от 11
до 20 лет, и таким расширенным составом
ребята проживают вместе 9 лагерных дней.
Тщательно
подготовленная программа лагеря
включает общение в группах, спорт, игры,
творчество, тематические встречи по
актуальным для подростков вопросам,
знакомство с христианским
мировоззрением.
В
последние несколько лет в лагере в
отдельном помещении оборудуется
часовня, открытая целый день. Здесь
проходят вечерние серьезные встречи,
здесь весь лагерь каждый день
собирается на утренние молитвы.
Желающие могут придти сюда посидеть в
тишине между мероприятиями.
Смысловой
стержень программы лагеря – три
вечерние серьезные встречи. На них
ведущие стараются создать особенно
доверительную, спокойную атмосферу, в
которой становится возможным разговор
на самые глубокие темы: любовь Бога к
человеку, смысл смерти и воскресения
Христа, грех и прощение.
Миссионерская
работа с подростками и молодежью –
работа часто непростая, но очень
полезная для духовного роста самих
ведущих. Во-первых, с ребятами возможны
прямые, откровенные отношения, которые
нечасто встречаются между взрослыми
людьми. С другой стороны, молодые люди
– как камертон духовной жизни. Они не
слишком политкорректны и очень
чувствительны к фальши. Как только ты
начинаешь говорить что-то чисто
интеллектуальное, не прожитое, не
касающееся твоего личного опыта, тебя
сразу перестают слушать. С подростками
становится понятно, чего стоит твоя
вера.
Посмотреть
ролики можно здесь.
Наша
группа Вконтакте здесь.
Рассказы
о лагере, опубликованные в Приходской
Газете нашего храма, здесь.
Между
лагерями мы собираемся на встречи
Приходского Молодежно-подросткового
клуба. Подробнее о клубе здесь.
подростковый
клуб, детские православные сайты,
православный молодежный лагерь,
православные лагеря |